ГБДОУ №43

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Калининского района Санкт-Петербурга

Логические блоки Дьенеша как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста

21 мая 2021

Логические блоки Дьенеша как средство  интеллектуального развития  детей младшего дошкольного возраста

В  ГБДОУ детский сад №43 Калининского района Санкт – Петербурга приходят дети  имеющими ограниченные возможности здоровья (целиакия, бронхиальная астма, атопический дерматит, пищевая аллергия, аллергоз и др.),  которые не могут посещать массовые дошкольные учреждения.

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий нам успешно реализовывать задачи познавательного и интеллектуального развития детей, поставленные в ОО программе дошкольного образования.

            Система работы блоками Дьенеша в нашем детском саду разработана на основе  методической литературы "Давайте поиграем"(под редакцией А.А.Столяра. ), "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З.А.Михайловой – СПб.2000), а так же методических альбомов и пособий, в том числе созданных педагогами нашего учреждения.

            Цель работы:
• Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• Развитие творческих способностей.

        Работа с блоками в ДОУ строится на следующих принципах

  1. Принцип систематичности и последовательности изучения и закрепления материала, когда новые знания у детей опираются на ранее полученные.
  2. Принцип наглядности. Это создание предметно- развивающей среды и центров «Математики»в группах, оснащенных  логическими блоками, схемами, чертежами, знаками –символами, атрибутами для игр.
  3. Принцип индивидуального подхода учитывает в практике работы с детьми следующие факторы: высокую эмоциональную возбудимость детей, их быструю утомляемость и  характер, особенности мышления и зону ближайшего развития обучения от близкого к далекому.

        Я использовала в работе с блокам Дьенеша  разные методы и приемы работы. Наглядный метод используем при рассматривании и сравнении. Словесный метод - это вопросы, пояснения, рассуждения. Практический  метод, когда дети выполняют определенные действия.

        В практике  использовала интересные приемы, например, появление сказочного героя, сюрпризность, «подсказка»  герою, разъяснение понятий, сопоставление с живым существом и др.

        Работу с блоками Дьенеша в дошкольном учреждении условно я распределила на несколько этапов.

1.На первом этапе работы мы развиваем  у детей умения оперировать одним свойством, выделяем в фигуре цвет, форму, величину.

2. На втором этапе с помощью игр и упражнений развиваем умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Дети знакомятся со знаками символами.

3. На третьем этапе работы появляются игры и упражнения на формирование   умения оперировать сразу тремя или четырьмя свойствами, дети знакомятся с понятием отрицания свойства. На этом этапе используются альбомы известные (Фенкельштейн Б.Б). – «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» для индивидуальной работы и работы в небольшой подгруппе детей (2-3 человека).

4. На четвертом этап мы предлагаем детям игры на выделение и объединения свойства фигуры, логические игры, детское интеллектуальное творчество, игры придуманные детьми.

Работу с блоками Дьенеша педагоги ДОУ  включают  в непосредственно непрерывную образовательную деятельность, как часть занятия, в совместную деятельность детей со взрослыми. Например, при постановке проблемной ситуации, мотивации детей, при сотрудничестве и налаживание межличностных отношений в коллективе.

Проводятся игры и игровые упражнения в совместной деятельности как индивидуально, так и с подгруппами детей: в утренние, вечерние отрезки времени и на прогулке. Интересный опыт в учреждении использования блоков Дьенеша в работе по лексическим темам, проектной деятельности и в работе с родителями воспитанников.

            Дети младшего дошкольного возраста любят играть в игры «Город геометрических человечков», «Автотрасса» с использованием обручей и в игры придуманные педагогами детского сада. Это игра « Сочини сказку: «Путешествие веселых зверят» на  развитие умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать предметы по 1,2 свойств и игра «Мыши и сыр» на развитие эмоциональной сферы детей и развитие умения сравнивать предметы по 1, 2,3 свойствам.

             Вариант игр,  разработанных воспитателем Ермолаевой Ю.А.

«Город геометрических человечков»

            Описание игры: блоки – геометрические человечки. Человечки возвращаются домой, идут по дорожке в свой город. 1) В городе – два района (больших и маленьких фигур), улицы трех цветов (красная, синяя, желтая), дома – трехэтажные (могут быть четырехэтажные, в виде геометрических фигур).

2) Человечки заселяются в большой пятиэтажный дом.

3) В городе дорожки – черные. На них – символы, значки.

            Игра «Сочиним сказку «Путешествие веселых зверят»» для детей от 3 до 5 лет.

Описание игры: детям рассказывается сказка, по ходу которой сказочные персонажи (зверята) выполняют задание, а дети помогают им и ищут нужные блоки (находят горшочек меда, кулек конфет, помогают испечь пироги, торт, строят мост, находят нужные домики зверятам).

            Усложнения в игре:

1. сравнение предметы по одному свойству

2. сравнение по двум-трем свойствам, вводятся знаки – символы

3. используется значок отрицания свойства

            Детям предлагается сказка: «Жил – был медвежонок. Рано утром он проснулся, позавтракал желтым медом из большого круглого бочонка (из желтого, не маленького). Он вспомнил, что его пригласил лисенок на день рождения. Медвежонок решил подарить ему кулек конфет. Он вспомнил, что лисенок любит все треугольное, маленькое, красное. Давайте найдем нужный кулек. Медвежонок закрыл дверь в доме, она была большая треугольная красная. И решил зайти по дороге к зайчонку. Медвежонок жил за рекой. Давайте построим для медвежонка мост по цепочке.  В лесу много деревьев. Бельчонок жил в дупле маленьком, круглом (не треугольник, не квадрат, не прямоугольник). Бельчонок испек пирожки (с лимоном, малиной и черникой). Поможем бельчонку. Друзья пришли к лисенку и подарили подарки. Они решили поиграть в прятки. Каждый спрятался в домик, к которому подошел ключик на его ошейнике. Давайте найдем эти домики. Лисенок всех угостил тортом. Поможем найти ягоды в этот торт. Вечером зверята пошли домой».

1) Горшок меда, кулек конфет, берлога медведя

2) Мост через реку

3) Дупло  бельчонка

4) Пирожки

5)  Зверята и домики

6) Торт

            Игра «Все мыши любят сыр» .

            Цель: развитие логического мышления, формирование элементарных математических представлений, социально-коммуникативное развитие, развитие творческого мышления и воображения, снятие эмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста, речевое развитие.

            Описание игры: игра дается в нескольких вариантах по принципу усложнения. Вариантов игры множество, здесь только несколько.

            Ход игры:

            1 вариант: Детям предлагается заполнить все отверстия в сыре блоками Дьенеша (только желтые). По инструкции педагога дети «кормят» мышку только круглыми, только большими и др. кусочками сыра.

            2 вариант: Мышке-маме и мышке-сыночку нужно подобрать подходящий сыр- маленькому мышонку- маленькие кусочки, большой мыши- большие.

            3 вариант: Детям предлагается заполнить все «дырки» в сыре «кусочками» (блоками). Затем педагог просит детей зажмурить глаза и прячет мышек под блоки (грустная, веселая, удивленная). Дети открывают глаза и «ищут» мышей по словесной инструкции. Например: «Маленький мышонок выбрал себе желтый, большой, толстый и круглый кусок сыра. Где он?» Когда ребенок находит мышонка. педагог спрашивает: «Какой это мышонок? (удивленный) А чему он мог удивиться? (что его нашли, что он съел так много сыра и др). Эмоции добавляют по мере усложнения игры и соответствующе возрасту, признаки классификаторы также постепенно от двух к четырем (цвет, форма, толщина, размер).

            4 вариант:  Мышонка прячут под один из блоков так, чтобы дети не видели. Затем педагог (начиная с середины подготовительной группы педагога заменяет ребенок) говорит «Трусливый мышонок (или довольный, или грустный и др) спрятался. Хотите его отыскать? Но мышонок очень хитрый, попробует запутать вас. Он сказал, что его кусочек отыскать непросто. Готовы? Этот кусочек не красный и не синий, не маленький, у него нет углов, он не тонкий»  Остается большой толстый желтый кружок. «Нашли хитрую мышь!»

            На основании этих игр у детей в старшей группе появляется возможность придумывать свои варианты игр и изготовлять их своими руками.

            Овладение детьми  5-6 лет приемами решения разнообразных логических задач создает основу для проявления ими творчества.

            Радость от игровой деятельности у воспитанников постепенно переходит в радость учения.  Систематические упражнения  с блоками Дьенеша развивают умственную активность, самостоятельность мысли, инициативу, способствует развитию интеллектуального детского творчества.

Список используемой литературы:

  1. "Давайте поиграем"(под редакцией А.А.Столяра. ), СПб 2000
  2. "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З.А.Михайловой – СПб.2000