ГБДОУ №43

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Калининского района Санкт-Петербурга

Влияние экологических игр на развитие дошкольника.

21 мая 2021

Влияние экологических игр на развитие дошкольника.

В настоящее время очень важной является проблема развития дошкольника.  Это, с одной стороны, развитие всех психических процессов ребёнка. В дошкольном возрасте это очень важно, а с помощью экологических  игр это будет интересно для ребёнка. Дети, с их интересом ко всему окружающему, принимают знания о природе, о себе, как человеке значимом в природе. Не заметно для себя, они усваивают основной принцип : гармония с собой, с природой, с окружающим миром - основа здоровья человека. Природа оказывает сильное развивающее воздействие на ребёнка. Она развивает мышление, умственные способности ребёнка. Он усваивает систему знаний о природе, о человеке, как части природы. Развивает любознательность, познавательное отношение, наблюдательность. Ребёнок приобретает знания о том, как укрепить своё здоровье в согласии с законами природы, не нанося вреда другим. Дети учатся видеть зависимость своего здоровья от разумности и правильности поведения их в природе, в общении с другими людьми, то есть от того, на сколько их образ жизни является здоровым.   С другой стороны, очень важно эмоциональное развитие ребёнка, умение чувствовать состояние других существ (человека, растения, животного), видеть проявления различных эмоций, устанавливать причины, вызывающие их. Это способствует воспитанию гуманного отношения к живым существам. Чтобы правильно вести себя, ненасильственно относиться к живым существам, надо знать, что значит ,,правильное поведение” в природе, в общении с людьми. А это не будет до конца осознанно, если у ребёнка нет знаний о значимости каждого в экосистеме, взаимосвязи всего в природе, признаках живого, причинах гибели живого, влиянии человека на природу, природы на человека. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться. А общение обогащает эмоциональную сферу. Поэтому очень важно развитие эмоций. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Не осознавая, что они делают, они причиняют боль друг другу, растению, животному. Но одних знаний мало. Важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если ребенок сможет объяснить, что он чувствует, что с ним случилось, тогда он сможет лучше понять , что он делает не так. Но знания должны быть связаны с деятельностью, поэтому детей надо привлекать к уходу за живыми объектами. Таким образом идет воспитание экологической культуры.

    Дети, с которыми я работала, с удовольствием ухаживали за рыбками, хомячками, растениями. У детей развивали навыки личной гигиены, представление о пользе физических упражнений через беседы, личный пример. Но так как основная деятельность детей игровая, я решила использовать систему экологических игр.

   В игре дети объединяются, общаются, что способствует эмоционально- личностному развитию детей. Воспитательная и развивающая задачи выполняются незаметно для детей в привлекательной для них форме. Игра более всего захватывает детей, заставляет по- настоящему пережить чувства персонажей игры: симпатию, покровительство, нежность. Это естественный вид деятельности детей, формирующий их характер.

   Экологические игры использовались на занятиях, вечерах досуга, в совместной деятельности взрослого и детей, далее вносились атрибуты для игр в свободной, самостоятельной деятельности детей.

   В работе с детьми используются следующие виды игр:

  1. Театрализованные игры (на занятии, в совместной деятельности детей) по авторским сказкам (Баумволь, Бианки, Чуковский…), народным сказкам, рассказам о природе, здоровье, сказкам придуманными детьми (введение нового персонажа, обстановке). С детьми велся альбом сказок. Игры- имитации различных объектов природы : ,,Позы”, ,,Изобрази” на развитие воображения, выразительности мимики, жестов. Эти игры имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной, артикуляционной гимнастики, психогимнастики.
  2.  Игры с движениями, направленные на развитие психических процессов, выразительности движений уточнения знаний о закономерностях в природе, о связи живых существ, человека и природы.
  3. Сюжетно- дидактические игры и сюжетно- ролевые . В основном решают задачи эмоционального развития детей.
  4. Дидактические игры. Они способствуют развитию всех психических процессов: внимание (его свойства), операции мышления, логика, воображение, память:
  • Игры на формирования представлений о поведении в природе, дома, в городе. (экологический светофор, исправь, хорошо- плохо.) это игры по темам: человек и природа, безопасность ребёнка дома, на улицы.
  • Игры на развитие эмоциональной сферы (маски зверям на карнавал, найди хозяйку, что подумал Лесовичок, подбери модель, добрый- злой.) это игры по темам: ребёнок и другие люди, ребёнок и природа, здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
  • Игры на уточнение знаний об экосистемах (лес, луг, водоём), на установление связей и зависимости в экосистемах, на сравнение, группировку, обобщение и другие операции мышления, внимание, память.
  • На формирования представлений об организме человека, пользе движений, продуктов питания, витаминов, чистого воздуха для здоровья человека.

      Развитию ребёнка способствует и участия в изо деятельности. Для этого дети изготовляли коллективные работы с использованием разных способов изображения .Задачи работы:

  1. Учить проявлять сочувствие, сопереживание при неосторожном общении с объектами природы, допущенном кем- то.
  2. Развивать внимание, умение сравнивать, анализировать объекты природы.
  3. Учить определять и называть эмоциональные состояния (смеется, радуется, плачет) по выражению лица. Учить пользоваться моделями настроения при определении потребностей живых существ, их состояния, активизировать мимическую, жестикуляционную деятельность детей.
  4. Развивать умение передавать имитацией образы животных, птиц, растений, придумывать игры- фантазии с использовании театра на темы природы, соблюдения культурно- гигиенических навыков, культуры общения.
  5. Формировать представления о признаках растений, животных, потребностях, сезонных изменений в жизни, росте и развитии, приспособлении к среде, о труде человека по уходу за живыми объектами.

  Исходя из этого был составлен перспективный план работы с детьми.    1этап: на занятиях к детям приходили игровые персонажи (лисёнок, ёжик, кукла Катя…), использовались театральные импровизации на экологические темы Некоторые занятия проходили, как сюжетно- дидактическая игра (,,магазин”), сюжетная игра (,, поездка в лес, в деревню, идём в гости

   2 этап: на вечерах досуга, в совместной деятельности проводились дидактические игры, игры-драматизации сказок о животных, людях. Для развития умения передавать образы использовались игры-фантазии на темы поведения в природе, гигиены, культуры общения. Использовался волшебный мешочек, мелкие игрушки, игрушки- заместители, природный материал, бросовый материал   3 этап: далее эти настольно- печатные игры, театры, сюжетные игры предлагались в свободной деятельности детей (помещались в развивающей среде, с детьми проводилась изо - деятельность, в которой работы детей можно было объединить на одном листе   В результате проведения данной работы дети стали наблюдательнее, у них появился интерес к природе, желание помочь, пожалеть зверей, птиц, растение, товарища, желание быть здоровым, аккуратным, добрым . В результате данной работы, можно сказать, что экологические и валеологические игры разных видов (дидактические, сюжетные, театрализованные, подвижные, имитации) способствуют:

1. Развитию эмоциональной отзывчивости,  выразительности мимики, речи, жестов, игровых умений.

2. Воспитанию чувства сопереживания другому организму, стремления не навредить, правильно вести себя в природе

3. Экологические, валеологические игры способствуют развитию свойств внимания (сосредоточенность, переключение, устойчивость), опирации мышления (анализ, установление связей, сравнения, обобщение классификации)..

Таким образом эколого-валеологические игры развивают экологическую ку-

льтуру дошкольников, так как систематизируют знания о природе, умения, воспитывают экологически правильное отношение к природе.

Используемая литература.

  1. Н.Н Кондратьева программа ,,Мы”», 2017г.
  2. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Асар, 2016г.
  3. Молодова Л.П. «Нравственно – экологическое воспитание старших дошкольников», Асар, 2011г.
  4. Шипицына Л.М.  «Азбука общения»,  Детство-Пресс, 2016г.