ГБДОУ №43

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Калининского района Санкт-Петербурга

Музыкальный руководитель Гринина Е.В.

17 апреля 2020

Вас приветствует музыкальный руководитель ГБДОУ д/с№43: 

Гринина Елена Владимировна- музыкальный руководитель высшей категории, стаж работы с детьми в системе дошкольного образования более 20 лет. Главной задачей в своей профессии считаю развитие  у маленьких детей музыкальности. Считаю, что участие детей в конкурсах развивает артистизм, уверенность в себе, исполнительскую деятельность.

Консультация для родителей:

«ОХРАНА ГОЛОСА РЕБЁНКА».

Развитие голоса – важнейший этап в развитии ребёнка. В детском возрасте голосовые связки очень  хрупкие, поэтому охрана детского голоса имеет большое значение.

Основным видом музыкальной деятельности дошкольников является пение, так как пение близко связано с речью и с музыкой. «Безслухих» детей не бывает, так утверждает кандидат педагогических наук В. Безбородова, есть ребята, у которых ещё не появились музыкальные способности и надо им помочь развиваться: больше слушать музыку, петь, танцевать. Надо создать в семье атмосферу благоприятного отношения к малышам, всячески поощрять их попытки проявить себя в музыке.

Детей нужно приобщать к музыке.  Это делает ребёнка  добрее, вдумчивее, доставляет детям радость. В тоже время нельзя забывать о некоторых правилах охраны детского голоса. Голосовые связки ребёнка в 2-3 раза короче, чем у взрослого. Голосовые волокна хрупкие, тонкие, снабжены густой сетью капиллярных сосудов. У входа в гортань голосовые связки имеют специальный резонатор, который усиливает силу звука. Поэтому у детей наблюдается чрезмерно громкое, фальцетное пение.

При таком пении ребёнок напрягает мышцы шеи, поднимает плечи, у детей происходит срыв.Громкое пение приводит к тому, что нарушается скорость кровопотока по капиллярным сосудам. В наиболее слабых местах стенок капилляров  образуется  порыв ,кровоизлияние и чем больше кричит ребёнок, тем плотнее становятся сгустки крови. Эти уплотнения называются «узелками крикунов» они мешают ребёнку воспроизводить звуки, крайне медленно рассасываются, они могут привести к хрипоте или полной потере голоса.

Для того чтобы этого не случилось, нужно:

Планомерно и соразмерно укреплять и развивать голос ребёнка.

Необходимо соблюдать, как в саду,  так и дома относительную тишину – слуховой режим, нельзя вынуждать ребёнка повышать голос, срываться.

Ошибкой является включение в репертуар ребёнка песен для взрослых, так как дети, не могут точно передавать мелодию, что приводит к фальшивому пению и нарушает музыкальное восприятие ребёнка. Трудные слова в песне чаще всего детьми не проговариваются и коверкаются, - это приводит к не правильному запоминанию мелодии и слов, что нарушает культуру речи ребёнка. Эти песни надо исключать из репертуара  дошкольника, путём переключения внимания на песни более доступные детям.

Примером  развития интереса к музыке для детей может служить опыт кандидата педагогических наук В.Белобородовой.  Она начала заниматься пением с детьми с  раннего возраста, но начать это никогда не поздно.   Способы существуют самые разные: это пение  песен с ребёнком, приучение его слушать хорошую музыку в записи, детские музыкальные теле и радио передачи, если возможно, посещение концертов.

Начать можно с того, что постараться войти в круг интересов ребёнка, помочь ему разобраться в жизненных впечатлениях. Постараться вызвать у ребёнка интерес к песне. Желательно петь песни самому родителю, т.к. детям интереснее слушать живую музыку. Когда появляется  интерес, дети сами будут стремиться к пению. Заниматься с детьми, желательно не делая долгих перерывов, заинтересовывая детей: связывая пение с жизнью ребёнка. Необходимо поощрять ребёнка за точное исполнение, но в тоже время нельзя говорить ребёнку, что он плохо поёт и у него что-либо не получается. Это приводит к тому, что у ребёнка пропадает интерес к музыке.

Можно предлагать ребёнку спеть песню для  бабушки, для папы и т.д. А также предлагать ребёнку выполнять  некоторые музыкальные упражнения.

Например:

«Спой своё имя»

 «Кто как поёт?»  (котенок, птичка, петушок)

«Спой песенку….» (колобка, поросят, мышонка и т.п.)

«Музыкальное эхо» 

Советы родителям

  • Старайтесь, как можно чаще слушать музыку с детьми, смотреть детские телепередачи, но не злоупотреблять ими.
  • С ребёнком разговаривайте ровным тоном, не повышая голос.
  • Если ребёнок сильно расшалился и кричит, его нужно успокоить переключить его внимание на более  спокойное занятие.
  • Пойте вместе с детьми детские песни, заинтересовывайте их хорошими песнями
  • Не следует поощрять пение песен для взрослых, которые они слышат дома по телевизору и радио.
  • Во время простуды старайтесь, чтобы ребёнок как можно меньше разговаривал на улице, не дышал ртом.
  • Старайтесь соблюдать речевой режим дома и на улице по дороге домой.

 

                                                                        С уважением,

музыкальный руководитель ГБДОУ д/с №43

Гринина Е.В

 

 

 

 

 

Уважаемые родители! На этот раз я предлагаю поиграть с детьми в ритмические игры . Данный практический материал может пригодится на досуге с малышами 3-х -5 лет.

Игровые задания развивают у детей чувство ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.

 

Зайки

ЦЕЛЬ: Обучение прыжкам.

ХОД ИГРЫ: Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком.

(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, "всматриваются". "Зайчик" сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)

Зайка, зайка, поскачи,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька скакать,

Малых деток забавлять.

(Хлопают в ладошки, "зайка" скачет.)

Вместе с зайчиком скорей

Мы подпрыгнем веселей!

(Все дети прыгают на своих местах, а "зайчик" - в центре круга.)

Появляется "волк" (взрослый), все дети убегают.

 

Чижик

ЦЕЛЬ: Развитие навыков общения, умение подражать движениям,

чувство ритма.

ХОД ИГРЫ: Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

В стороне стоит "чижик" (один из малышей).

Дети вместе со взрослым поют и играют.

Мы откроем все окошки,

Приготовим зерна, крошки.

Ты к нам, чижик, прилетай,

С нами, чижик, поиграй!

(Дети поднимают сцепленные руки - "окошки".)

Чижик к деткам прилетел,

Чижик песенку запел:

Клю-клю-клю, клю-клю-клю.

Очень крошечки люблю!

("Чижик" прилетает в круг, дети сыплют воображаемые зерна, которые "чижик" "клюет", а дети постукивают пальчиками по полу.)

Чижик с детками все пляшет,

Чижик крылышками машет.

Веселятся детки с ним,

С птичкой чижиком своим.

("Чижик" пляшет в середине круга, и дети подражают его движениям.)

Попрощаюсь с вами, детки,

Не хочу жить в вашей клетке.

Я в свой садик улечу,

Я на ветке жить хочу!

("Чижик" "вылетает" из круга, машет ручкой, как бы прощаясь с детьми. Они в ответ также машут ручками.)

 

Пчелки

ЦЕЛЬ: Развитие ловкости.

ХОД ИГРЫ: Дети изображают пчел, бегают по комнате, размахивая ручками-крыльями, "жужжат"" Появляется взрослый - "медведь" - и говорит:

- Мишка-медведь идет,

Мед у пчел унесет.

Пчелки, домой!

"Пчелки" летят в определенный угол комнаты - "улей". "Медведь", переваливаясь, идет туда же. "Пчелки" говорят:

- Этот улей - домик наш.

Уходи, медведь, от нас!

Ж-ж-ж-ж-ж!

"Пчелки" машут крыльями, прогоняя "медведя", "улетают" от него, бегая по комнате. "Медведь" ловит их.

 

Бабочки

ЦЕЛЬ: Развитие умения двигаться красиво, подражать движениям бабочек.

МАТЕРИАЛ: Картонные ободки с нарисованными бабочками, колокольчик, мелки, картинки с ласточками.

ХОД ИГРЫ: Детям показывают картинки с изображением ласточек и рассказывают, какие они красивые и быстрые, например: "Птицы летают высоко над землей, их не надо ловить и обижать". Взрослый поет армянскую народную песенку "Ласточка":

Ласточка - "Тивит, тивит" -

К нам в гости летит,

Ах, к нам летит!

А под крылышком ее

Весна сидит,

Ах, весна сидит!

Взрослый рассказывает, что весной начинают летать и яркие бабочки, надевает на головы детей ободки с бабочкой, а на асфальте мелом рисует цветы. Потом звонит в колокольчик, и по этому сигналу "бабочки" начинают "летать", резвиться. После следующего сигнала колокольчика "бабочки" садятся на нарисованные цветки (приседают на корточки).

 

Карусель

ХОД ИГРЫ: Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:

- Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.

 

Мишка-медведь

ХОД ИГРЫ: Дети сидят кружком, один из них в центре круга. Взрослый говорит:

- Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.

Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.

А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,

Песенку веселую запоем, запоем!

Будем, будем в ладушки ударять, ударять!

Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!

"Мишка" в центре круга пляшет, дети хлопают в ладошки.

 

Воробушки

ЦЕЛЬ: Развитие быстроты, ловкости.

ХОД ИГРЫ: "Воробушки"-дети сидят в одном из углов комнаты и "спят". Взрослый поет, а дети двигаются в такт песенке:

В гнезде воробушки живут

И утром все встают.

"Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик" -

Так весело поют.

("Воробушки" встают, машут "крылышками", "чирикают".)

Довольно в гнездышке сидеть,

Пора на солнышко лететь.

" Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик" -

И крылышки согреть.

("Вылетают" из угла комнаты, кружатся, "чирикают".)

Вот возле домика есть сад,

Летите крошечки искать,

"Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик" -

И крошечки искать.

("Летят" на другой конец комнаты. Садятся на корточки, постукивают пальцами по полу - клюют.)

Будь осторожен, воробей,

Крадется кошка из дверей.

"Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик" -

Все в гнездышко скорей!

(Появляется "кошка" (взрослый). Воробушки вскакивают и прячутся в "гнезде". "Кошка" за ними гонится.)

 

Уважаемые родители!

В нашей рубрике «А в знаете что….» музыкальный руководитель детского сада № 43 Гринина Елена Владимировна предлагает Вам интересный материал:

 

Музыка и младенцы (по материалам газеты "АиФ", в сокращенном варианте)

Экскурс в историю

То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще древние. Музыкой лечили нервно-психические болезни, в средние века пытались использовать ее как наркоз... Но все эти эксперименты проводились со взрослыми.

Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦЗД РАМН Елена Петровна Бомбардирова, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Десять - двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.

Результаты исследований :

-У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена.

-После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ.

-Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель - тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?

- Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.

Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то - нет...

Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи.

Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.

Какую музыку должны слушать младенцы?

Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе - "адажио", "анданте". Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Поскольку в начале своих исследований наши врачи опирались на опыт немцев в этой области - в Германии было больше всего литературы по этому вопросу, в их программах преобладала немецкая и венская классика: Моцарт, Шуберт, Гайдн... Потом добавились Вивальди, Чайковский... Это может быть, к примеру: 2-я часть "Маленькой ночной серенады" Моцарта, "Зима" из "Времен года" Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского "Пиковая дама", колыбельные песни.

Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение - сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. И не важно, на каком языке поют, новорожденные прекрасно слушают, например, колыбельную Брамса или Рождественские песнопения на немецком языке.

Отдых на клеточном уровне.

Сейчас у родителей большой выбор - они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики.

А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы - шума ручья, прибоя, звуков леса... Аудиокассеты так и называются: "Малыш в лесу", "Малыш у моря", "Малыш у реки"... Тоже приятное лекарство.

Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.