ГБДОУ №43

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Калининского района Санкт-Петербурга

Музыкальный руководитель Воробьева А.А.

21 мая 2020

Вас приветствует музыкальный руководитель ГБДОУ д/с№43: 

Воробьёва Алла Анатольевна - музыкальный руководитель высшей категории.

В профессии я уже больше 30 лет и все эти годы с удовольствием учу детей любить музыку, понимать её и выражать в движении свои чувства и эмоции. Больше всего я люблю музыкально - ритмические движения . 15 лет я вела кружок ритмопластики . Я считаю,что научить ребёнка можно только тому, что умеешь и любишь делать сам.

Личный сайт педагога https://nsportal.ru/vorobeva-alla-anatolevna

Самодельные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей и они хотят играть сами, дети познают мир через игру, поэтому надо им дать в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые: погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки, колокольчики.

Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям начиная с самого раннего возраста. Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль, да и сам шумовой инструмент выглядит очень нарядно. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. ними.

Разнообразие шумовых и ударных инструментов  огромно: треугольники, бубенцы, колокольчики, браслеты, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, барабаны, литавры и др.

Карл Орф (1895-1982) был композитором, довольно известным и почитаемым ещё при жизни. Его музыка завораживала магией ритма, диковинными инструментами оркестра, танцующим хором и стала для современников символом простоты и яркой театральности.

Но действительную мировую славу ему принесли не его сочинения, а созданная им система музыкального воспитания. Оказалось, что не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных для этой цели орфовских инструментах. Орфовские инструменты являются скорее аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение.

Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

 Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение и они  стремятся ко всем предметам, из которых  можно самостоятельно извлечь звук. Детские импровизации сопровождаются радостью. В силах взрослого помочь детям в изготовлении самых простых инструментов: трещоток, деревянных ложек, бубнов и др.  Самое главное, чтобы они были легкими и прочными, пригодными для использования в музыкальной деятельности детьми. Дети с большим удовольствием импровизируют на инструментах, изготовленных дома, вместе с родителями.  Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно: бумага, целлофан, деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки, коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки). Такие инструменты-игрушки можно сделать дома вместе с детьми. Все, что нас окружает, может звучать: пустая картонная коробка с деревянными палочками – барабан; пластмассовая коробочка, наполненная любой крупой или футляр из яиц (киндер-сюрприз) – это погремушка, маракас, пустая баночка из-под йогурта, внутри которой подвешена на нитке бусина – это колокольчик;

Изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношения родителей с детьми более интересными и плодотворными.

Используя самодельные инструменты, дети лучше понимают, откуда берется звук и легче находят способы звукоподражания сказочным персонажам, звукам природы, животным: барабан – это гремит гром или идет медведь; колокольчик – капли дождя, капель; шуршание бумаги – ветер или падающие листья

Трам-там-там! Трам-там-там!

 У меня есть барабан.

Громко так играет

Деток забавляет!

Деревянные подружки

У барабана на макушке.

Бьют его, а он гремит,

 В ногу всем шагать велит.

Барабан, барабан -

Ты пришёл из жарких стран.

Ах, какие выкрутасы

Могут делать маракасы!

Я бы ими тряс, и тряс;

Тряс, и тряс, и тряс, и тряс!

Их приятный шум сыпучий

На любой годится случай –

И для пенья, и для пляса

Он подходит в самый раз.

 

 

Самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации  в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

Влияние музыки на математические представления у дошкольников.

«Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая.» Лейбниц.

Пифагор, один из самых первых установил связь между музыкой и математикой. Он изучал интервалы, открывал математические соотношения между отдельными звуками. Развил учение о врачевании болезней при помощи музыки.

Математика и музыка - два предмета, два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел.

У современных ученых есть очень веские доказательства и основания полагать, что прослушивание музыки благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей. Дело в том, что музыкальное восприятие очень сложно, а сама музыка крайне многообразный «материал». Для того, что бы услышать и принять музыку, необходимо «поймать» ее на слух, уловить ритм, громкость, сменяющиеся переливы и интонации мелодии. При прослушивании мелодии работают сразу несколько отделов головного мозга.

Занятия музыкой помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления.

Музыка и математика - это уникальный инструментарий, описывающий мир. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.

А теперь давайте посмотрим, как развиваются математические способности на занятиях музыки.

1. Пение песен про числа, математику, часы и т. д.

Например: песня В, Шаинского «Дважды два - четыре»

2. С младшей группы дети знакомятся со звуками – длинными и короткими,

т. е. дети узнают, что звуки делятся.

А ведь деление школьники начинают изучать только в 8-9 лет, в конце второго класса.

3. Слушая произведения разные по характеру мы их сравниваем - здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения.

4. Основой математических знаний является счет. Самый яркий пример образца счета в ряду художественных средств обучения, традиционно использовавшихся в педагогике, - считалки. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки.

5. При знакомству с формой музыкального произведения используем схемы из геометрических фигур: круг (песня), квадрат,(марш) треугольник.(полька)

6. Когда говорим о высоких и низких звуках, то формируется понятие «расстояние».

7. Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя”, "Музыкальные птенчики” и т. п). Подвижная музыкальная игра "Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра "Веселый круг”, игра-танец "Мы вместе” и т. п.). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества ("Веселый счет”).

8. Разучивание танцев идет под счет.

• Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.

Музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе

Почему надо развивать музыкальные способности у ребенка как можно раньше?
Период раннего детства является очень важным и удивительным этапом в жизни каждого человека. Исследования известных ученых, педагогов доказывают, что именно этот период является наиболее благоприятным для формирования и развития у ребенка памяти, мышления, воображения. При регулярных и систематических занятиях, а также при создании благоприятной атмосферы занятий к школьному возрасту развитие общих и музыкальных способностей достигнет довольно высокого уровня, что может составить хорошую базу для дальнейшего обучения и формирования гармонично развитой личности.
В настоящее время все больше и больше ведущих педагогов и психологов склоняются к выводу о том, что обучение необходимо начинать как можно раньше. «Решающей порой являются первые три года жизни ребенка, когда малыш приучается слушать музыку» - пишет немецкий педагог П.Михель.
Ученые доказали что при регулярном прослушивании музыки усиливается взаимодействие между правым и левым полушариями. Обучение чтению, письму, счету развивает преимущественно левое полушарие, что для дошкольников, в силу возрастных особенностей, не очень хорошо. Музыка же помогает сохранить это равновесие и активизирует гармоничную работу обоих полушарий.
Занятия музыкой прежде всего развивают слух, но учеными также доказано, что стимуляция одного органа чувств, благотворно влияет и на развитие всех остальных органов чувств. То есть, развивая слух малыша, мы развиваем и зрительное восприятие, улучшаем координацию движений ребенка, повышаем его работоспособность.
Огромная роль в развитии способностей, в том числе и музыкальных, принадлежит родителям. Именно родители должны стать первыми учителями своего ребенка. И зная основные правила, это сделать очень даже легко. К сожалению, если не начать вовремя развивать эти способности – они начнут медленно угасать и не достигнут должного уровня развития.
Занятия музыкой не только дают развитие целого комплекса музыкальных способностей, но влияют и на развитие интеллекта ребенка, способствуют раскрытию его творческой индивидуальности и гармоничному развитию личности. Из своей практики я могу уверенно сказать, что дети, которые занимались музыкой с самого раннего детства, опережали своих сверстников по умственному и психическому развитию в несколько раз. Обучение музыке укрепляет самооценку ребенка, улучшает концентрацию внимания, формирует лидерские качества.
Можно смело сказать, что главной задачей каждого родителя является не только вырастить физически здорового и крепкого ребенка, но и обогатить его духовный мир, развить как общие, так и специальные способности, посредством приобщения к миру музыки и искусства.

 

   Задачи музыкального воспитания в семье

Задачи музыкального воспитания в семье такие же, как и в дошкольном учреждении - обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры.

Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, в музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли.

Выбор музыкального материала, который ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Ребенку важно прочувствовать красоту классической музыки. Прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную и современную музыку. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной оркестровкой (пьесы Л. Бетховена,  Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, а также А. Вивальди, И.С. Баха, В.А. Моцарта)

Можно слушать музыку вместе с детьми - музыкальные сказки, музыку к мультфильмам, можно слушать музыку одновременно с другой деятельностью- тихими играми, рисованием. Музыка может звучать во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для всестороннего развития детей и родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

 


10 причин отдать ребенка в музыкальную школу
несмотря на то, что ребенок фальшиво поет песни Чебурашки и слуха у него нет несмотря на то, что пианино некуда поставить и бабушка не может возить ребенка «на музыку» несмотря на то, что ребенку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и так далее…

Есть причины все это преодолеть и все-таки учить музыке по многим очень веским причинам.
Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.

Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом как мужчины.

Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам или классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу» и ребенок таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей» умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребенку-музыканту будет легче, чем Вам бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху . Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались.

И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру